Содержание статьи

Поведенческие факторы (ПФ) – метрики, значение которых формируется на основе опыта посетителей сайта и влияющих на ранжирование сайта и его страниц поисковыми системами при формировании выдачи по поисковым запросам.
Достоверно не известны, вес и приоритеты различных поведенческих факторов, но их влияние на работу алгоритмов ранжирования web ресурсов несомненно. Это подтверждено их сбором и анализом в системах веб-аналитики, таких как Google Analytics, Microsoft Clarity. Кроме того, статистика действий пользователей собирается с помощью браузеров и других сервисов, например Веб Мастеров поисковых систем.
Виды поведенческих факторов ранжирования сайта
Взаимодействие пользователей с сайтом можно разделить на два типа: внутренние и внешние. Внутренние факторы связаны с действиями посетителя на самом ресурсе: показатель отказов, возврат к повторному поиску, среднее время посещения, глубина просмотра страниц, показатель источников трафика и постоянных посетителей. Внешние факторы связаны с действиями посетителя не на сайте: CTR – кликабельность в выдаче, посещаемость web-ресурса, социальные сигналы и доказательства.
Показатель отказов (bounce rate)
Отказ – взаимодействие, во время которого пользователь покинул сайт, просмотрев не более одной страницы. Отношение количества отказов к общему числу посетителей за период определяет процентное значение показателя. Высокий показатель отказов является отрицательным фактором, но для различных тематик ресурсов значения разные.
Возврат к повторному поиску
В случае, если посетитель сайта не нашел ответа и снова переходит в поисковую систему по своему запросу, веб-ресурс получает отрицательную оценку. Если возврат к повторному поиску с сайта имеет большую часть, сайт будет хуже ранжироваться в поиске, и его видимость по запросам будет уменьшаться.
Проведенное на сайте время
Чем ресурс более полезен для посетителя, проводящего там много времени, тем выше значение показателя, что положительно для ранжирования в поисковых системах.
Глубина просмотра страниц сайта
Фактор глубины просмотра учитывает качество сайта вообще, а не отдельных страниц. Средний показатель глубины сеанса показывает, насколько ресурс интересен и информативным, так что большее значение говорит о лучшем его качестве. Важной для этого фактора тематика сайта.
Источники трафика и постоянная аудитория
Наличие у веб-ресурса постоянной аудитории свидетельствует о его качестве, посетители будут возвращаться снова только к полезному, интересному и качественному сайту. Поэтому наличие большого количества пользователей, посещающих сайт по прямым переходам (Direct: прямые ссылки, закладки в браузере) – это положительный сигнал для поисковых систем.
Кликабельность (CTR) в выдаче
Кликабельность в выдаче – внешний фактор, показывающий отношение числа переходов на сайт по поисковому запросу к общему количеству показов страницы в выдаче поисковой системы по данному запросу. Чем выше этот показатель, тем больше количество кликов по конкретному ключевому запросу в поиске.
Посещаемость
Большая посещаемость сайта способствует получению поисковыми системами более полной информации по поведению пользователей, что позволяет при условии хороших значений поведенческих факторов получение веб ресурсом лучших позиций и видимости в выдаче. Низкое значение посещаемости не позволяет получить такую информацию в достаточном объеме.
Социальные сигналы или доказательства
Такая поведенческая метрика обусловлена уровнем цитируемости сайта в социальных сетях: Instagram, Twitter, Facebook и других сообществах. Активность в соц. сетях способствует увеличению количества источников посещения и пользователей ресурса, что напрямую связано с ценностью контента по мнению посетителей.
Рекомендации по улучшению поведенческих факторов
Улучшение поведенческих метрик веб-ресурса свидетельствует об улучшении качества и ценности для посетителей, что обуславливает рост рейтинга в поисковых сетях и приводит к увеличению посещаемости по поиску. Улучшение поведенческих факторов является необходимостью при работе с сайтом.
Улучшению дизайна и навигации
От дизайна и удобной навигации сайта напрямую зависит уровень юзабилити. Качественная навигация и продуманный дизайн помогает посетителю как можно быстрее найти и получить нужную информацию, что делает ресурс действительно удобным.
Сайт должен быть адаптирован для использования на мобильных гаджетах, его страницы должны иметь кнопки (формы) для интеграции с социальными сетями, такие как шаринг, нравится подписаться.
Скорость загрузки страниц
На сегодняшний день и дальше удобство сайта связано со скоростью загрузки страниц. Если загрузка длится более 1,5 – 2 секунды, такая страница будет считаться некачественной как поисковой системой, так и посетителем, который в таком случае, скорее всего, попытается перейти к другому, более быстрому ресурсу.
Для успешного продвижения сайта в поисковых системах необходимо максимально уменьшить время загрузки страниц, для проверки можно использовать, например, сервис PageSpeed Insights.
Качественный структурированный контент
Наличие на странице релевантного поисковому запросу текста недостаточно. Качественная страница должна содержать хорошо структурированный текст с заголовками, списками, релевантными изображениями и видеоматериалами.
Использование накрутки поведенческих факторов сайта – путь к санкциям
Алгоритмы поисковых систем развиваются каждый день с целью формирования качественной выдачи по поисковым запросам и учитывают также значение поведенческих метрик страниц. Поэтому искусственная накрутка поведенческих метрик сайта достаточно хорошо распознается, считается заблуждением для манипуляции результатами поиска и наказывается санкциями. Внедрение санкций приводит к существенному ухудшению позиций и видимости веб-ресурса в поисковиках и уменьшению поискового трафика до минимума. Накрутка поведенческих факторов ничего сайта не дает кроме временного улучшения этих метрик и риска получения санкций.
Лучшим способом продвижения сайта в поисковых сетях остается постоянная работа по совершенствованию веб-ресурса: наполнение его страниц качественным контентом, продуманным дизайном, удобной навигацией, улучшением технической составляющей, скорости загрузки. В условиях снижения веса внешнего ссылочного профиля сайта при ранжировании web-ресурсов поисковыми системами, обеспечении высокого качества сайта, его удобства для посетителей является одним из главных направлений работ по продвижению в поиске.





