Содержание статьи

В2В – это сокращение с английского языка «business-to-business», что переводится как «бизнес – бизнесу». Это такой вид продаж, где покупателями выступают одни юридические лица, а продавцами или поставщиками – другие юридические лица. Коммерческие отношения с частными лицами считаются более простыми, чем b2b продажи. Организации, работающие в этой сфере, сотрудничают с профессиональными заказчиками, которые согласны проводить только наиболее прибыльные сделки. Добавьте к этому более длительный круг продаж, ряд важных и нужных документов (часто сопровождающих любой договор), специфику сотрудничества с юридическими лицами – на выходе получаем то, с чем постоянно справляется направление business-to-business.
Типы b2b продаж
Ниже рассмотрим, какие бывают типы би ту би продаж:
- Продажа товара, который отвечает требованиям бизнеса (например, канцелярии или компьютерной техники). Зачастую метод продаж похож на процесс b2c, за исключением определенных вспомогательных этапов (например, согласование с отделом закупок). Есть закономерность: чем труднее и ценнее продукт, тем больше времени нужно на цикл продаж и тем большее количество людей будет участвовать в сделке со стороны заказчика.
- Продажа продукции, которую фирма будет задействовать для изготовления собственных товаров. Например, изготовитель шин может их продавать для автопроизводителя.
- Оптовая продажа товара для последующей ее реализации в розницу. Такая структура доставок часто подразумевает под собой продажу товара оптом юридическому лицу, который занимается продажей в розницу. Например, торговля книгами от издательства оптом для книжных магазинов или оптовая торговля одеждой для сети магазинов одежды.
- Продажа услуг. Стандартный пример – фирма, предоставляющая услуги бухгалтерского учета для небольшого бизнеса (услуги налогового консультанта).
Чем отличается b2b от b2c
Основное отличие business-to-business от business-to-consumer заключается в том, что в первом варианте сделка проводится между двумя юридическими лицами, во втором – между юридическим и частным лицом. Кроме этого, есть еще несколько аспектов:
- Много заинтересованных участников
За проведение одного договора берется примерно до 10 человек, что порождает процесс правильного составления всех документов и оплаты налогов. Довольно часто в небольших компаниях важные решения по поводу закупок принимают не только ключевые сотрудники, а и генеральный директор.
- Продолжительный цикл продаж
Из-за этого свойства сферы b2b иногда кажется, что сделка будет длиться вечно, потому что в процессе постоянно появляются новые преграды. Сюда также можно отнести повышенную цену на товары, непростой путь вовлечения потенциальных покупателей, ориентация не на эмоциональные ощущения, а на рациональный подход.
- Широкомасштабные сделки
Они включают в себя оптовые покупки с намерением дальнейшей реализации, улучшение качества рабочего производства и процесс налаживания производственной системы. В сделке участвует много сотрудников, так как требуется взаимодействие между разными отделами. В результате b2b – это область, где специалисты получают оплату труда выше, чем в сфере b2с, потому что:
- необходимо отслеживать непростые процессы;
- серьезные продажи дают большую прибыль.
Преимущества и недостатки b2b продаж
Как и любая сфера, b2b продажи – это сфера, которая имеет свои плюсы и минусы.
К преимуществам относят:
- Можно добиться высоких доходов, работая с незначительным количеством больших клиентов.
- Многие, из обращающихся в компанию потребителей, уже готовы сотрудничать.
- В b2b отрасли ниже конкуренция, чем, например, в b2с.
- В определенных направлениях бизнес можно расширять как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
- Достаточно часто на старте роста предприятия можно ограничиться небольшим капиталом.
Что касается недостатков этой сферы, они такие:
- Эффективность работы всей компании основывается на квалификации и опыте персонала.
- Результативность предприятия зависит от состояния дел у фирм-заказчиков.
- Требуется непрерывно находить новых покупателей, так как постоянно существует риск лишиться нынешних.
- Небольшой маржинальный доход.
Методы продаж в отрасли b2b
В business-to-consumer клиенты часто покупают продукцию, не консультируясь с продавцом, но в business-to-business почти все продажи проводятся с помощью менеджера. Именно от его таланта искать и вызывать интерес у клиентов зависит результативность сделок. Ниже рассмотрим техники, которые применяют в сфере b2b.
- Презентация
Презентацию предлагаемого товара или услуги, как правило, подготавливают заранее. Однако, это не всегда хорошо, так как менеджер зачастую не берет во внимание потребности клиента. А потому даже самые весомые аргументы и убедительные слова не приносят ожидаемого результата.
Для того, чтобы презентация действовала, узнайте, чем интересуется потенциальный клиент, а потом сделайте акцент на преимуществах товара, учитывая полученные данные. В такой ситуации, благодаря презентации, вы наладите контакт с покупателем и сможете убедить его в том, что предложенный продукт полностью покроет его запрос.
- Клиентоориентированная продажа
Продажа должна начинаться с индивидуального общения, во время которого менеджер ознакамливается с потребностями и задачами клиента, обдумывает их и рекомендует решение с использованием своего товара.
Здесь не найти классических скриптов, готовых планов или единых решений – каждая ситуация исключительна. Итог сделки зависит от опыта менеджера, его мастерства наладить отношения и способности размышлять аналитически.
- Экспертная продажа
В этой ситуации менеджер не осуществляет продажу в открытую – он показывает положение компании, ее новаторство, успехи, опыт и квалификацию сотрудников.
Компонентами такой продажи являются доклады спикеров, вебинары, научные публикации и исследования. Информацию, которая подтверждает мастерство предприятия, легко найти на доступных ресурсах. Изучив такие данные, клиент убедится, что выбранная организация – действительно один из лучших вариантов. Что и побудит его к покупке товаров, предлагаемых именно этой компанией.
Чтобы достичь хороших результатов в сфере b2b, недостаточно использовать один из методов продаж, нужно их сочетать. Идеально – когда менеджер может и умеет задействовать несколько методов сразу и подстраиваться под любого клиента.
Как увеличить продажи в сфере b2b
Для улучшения продаж можно воспользоваться такими инструментами:
- Профильные активности
Сюда относят различные семинары, выставки, конференции. На специализированных мероприятиях предприятия показывают свой товар, знакомятся с участниками подобных событий, налаживают взаимосвязь с потенциальными покупателями.
- Контекстная реклама
Баннеры с лаконичным изложением плюсов продукции показывают потенциальным заказчикам, которые ввели соответствующий запрос в поисковике.
- Торговые представители
Сотрудники фирмы-продавца организовывают встречу с представителями предприятия-покупателя, презентуют товар или услугу и оформляют продажу.
- Посадочные страницы сайта
Такие есть у многих компаний. На сайте публикуют информацию о бизнесе и его продукции, условия совместной работы и контактные данные. Все заинтересовавшиеся могут либо связаться с фирмой напрямую, либо заполнить форму для обратной связи.
- Предпринимательские тендеры
Компании-покупатели организовывают конкурентные торги, в которых потенциальные продавцы предлагают свой товар. В итоге, организатор такого тендера выбирает для совместной работы предприятие, которое смогло предложить самые заманчивые условия.
- Email-маркетинг
В письмах, разосланных по электронной почте, фирмы оповещают своих клиентов о предстоящих мероприятиях, скидках или акциях, рассказывают о бонусных проектах, таким образом напоминая о себе. Это один из самых результативных способов продаж.
- SEO и SMM
Эти инструменты влияют на продвижение бизнеса косвенно. Чем большее количество людей знает об организации, тем больше шансов, что потенциальные заказчики присутствуют среди них.
- Телемаркетинг
Здесь обзванивают потенциальных покупателей. Во время разговора сообщают о преимуществах продукта и предлагают сотрудничать. Способ обычный и довольно трудоемкий, но при этом необходимый для компаний-новичков.
Для повышения продаж в b2b существует 2 стратегии:
- Проталкивающая. Бизнес сам раскручивает свой продукт при помощи различных средств маркетинга и сквозной аналитики.
- Протягивающая. Раскруткой бизнеса, а также его товаров и услуг занимаются дистрибьюторы. За выполненную работу они получают свою часть от продаж.
Динамика развития b2b продаж
На данный момент в сфере b2b возникло достаточно много новшеств, но при этом дорога покупателя стала длиннее и сложнее. Для осуществления сделки клиенту нужно преодолеть ряд ступеней:
- выявление и формулировка задачи;
- поиск разрешения проблемы;
- составление списка требований;
- поиск и выбор стабильного и надежного продавца;
- контроль и утверждение потребности;
- согласование и договоренность.
Подведем итоги
Для результативных продаж в сфере b2b необходимо урегулировать много функций и адаптироваться к тому, что все вокруг постоянно меняется. Ваш товар может оставаться без изменений. Но положение дел на рынке, настроение, запросы и потребности клиентов – все это непременно станет другим. Продажи b2b – это особенное направление со своими порядками и философией. Это история о личных взаимоотношениях и сохранении авторитета, а только потом уже – торговля.




