Содержание статьи

Электронная коммерция или, другими словами, e-commerce – это формат бизнеса, взаимосвязанный с продажей услуг или товаров с помощью интернета. Сюда относится не только приобретение посуды, мебели, игрушек или одежды, но и покупка билетов на концерты, страховок, приложений, ПО и денежные переводы.
Само понятие впервые появилось в США 11 августа 1994 года. Там была произведена первая в мире онлайн-покупка диска Ten Summoner’s Tales Стинга. С того самого момента, несмотря на различные сложности, сфера достигала все большей популярности с каждым годом.
В чем состоит смысл e-commerce?
Эта сфера довольно широка: помимо продаж в онлайн режиме, она включает в себя разнообразные виды интернет-банкинга, который занимается операциями в сети, и интернет-маркетинг, который охватывает рекламу и деятельность, целенаправленную на рост конверсии.
Технический элемент e-commerce содержит:
- базу данных с услугами и товарами;
- интернет-магазин;
- CRM-систему;
- систему поставки продукции покупателю.
Само собой, это очень упрощенная схема, так как любую из перечисленных категорий можно описать более детально. Однако, главным элементом будет служить правильно работающий и должным образом построенный сервер, так как именно он оказывает влияние на скорость загрузки сайта.
Электронная коммерция материализуется в разнообразных нишах, исходя из ее целевой аудитории. Ниже приведем примеры ее эффективного осуществления:
- Онлайн-магазины разнообразных товаров (на них держится практически вся сфера е коммерс).
- Локальные и общемировые маркетплейсы (например, OLX, Rozetka, Amazon, AliExpress).
- Подписки на книги и музыку, онлайн-кинотеатры (позволяют получать удовольствие от результатов интеллектуальной деятельности).
- Курьерские службы (например, Delivio, Glovo).
- Онлайн-банкинг и финансовые системы (онлайн-платежи и банкинг в наши дни используются всеми банками, а также сюда относятся финансовые системы, такие, как PayPal и многое другое).
- Оплата государственных услуг черед онлайн-сервисы (стали очень популярными, так как не нужно тратить время в очередях для того, чтобы оплатить коммунальные услуги).
- Интернет-маркетинг и услуги электронной продажи ПО (App Store, Google Play, Google Ads).
Концепция работы e-commerce
Электронная торговля – направление экономики, связанное с различными типами онлайн-платежей и электронных торговых сделок. Плюсом электронной коммерции является отсутствие границ. Продавцы AliExpress или Amazon предоставляют свои товары во всем мире. Так же, как и разработчики, которые публикуют приложения в Google Play и App Store. А локальный украинский бренд одежды может продавать свой товар по всей Украине.
Онлайн-торговля доступна благодаря системам e-commerce: например, продажи в онлайн-магазине разрешают продавцам увеличить географию деятельности, не открывая новых отделений. Для малого бизнеса универсальный и простой метод онлайн-продаж – предоставлять товары в маркетплейсах. Так можно распространять товары по стране, не беспокоясь о перевозках. Покупатель делает заказ на сайте, он попадает на сервер и остается в базе. Если сделка не прошла, спустя какое-то время потребителю можно напомнить о товарах, которые попали в корзину. Если покупка прошла – рекомендовать подписаться на рекламные объявления, предложить товары по акции или скидку на следующий заказ. Таким образом можно мотивировать клиента обратиться за новой покупкой снова к вам.
Этапы электронной торговли:
- Потребитель определяется с услугой или товаром, представленным в каталоге, его гаджет связывается с браузером.
- Заказ попадает на сервер, его получает менеджер.
- С помощью базы данных менеджер проверяет есть ли товар на складе и утверждает заказ. Это происходит либо вручную, либо автоматически, смотря как настроена система.
- Покупатель банковской картой оплачивает заказ. Банк обрабатывает операцию, затем разрешает или отклоняет ее. Если транзакция одобрена, заявка попадает в обработку.
- Затем заказ отправляют на склад. Работники транспортного отдела берут заказ со склада и оттуда передают его в пункт выдачи или сразу по адресу клиента.
- Как только заказ доставляют, получателю приходит смс или письмо на электронный адрес.
Хотя это и приблизительный алгоритм e-commerce, но он применяется как для физических товаров, так и для электронных услуг или товаров. Разница лишь в том, что покупку не транспортируют, а предоставляют доступ для того, чтобы ее скачать. Если же это услуга, то сообщают время и дату общения со специалистом, услуги которого вам необходимы.
Виды электронной коммерции
Предложенные категории сформированы на разнице в конечных пользователях:
- B2B (Business-to-Business) – выгодные отношения между бизнесменами. Изготовители и мерчанты устанавливают связь между собой благодаря определенным интернет-площадкам.
- B2C (Business-to-Consumer) – предприятия продают товары клиентам на разных онлайн-площадках. Содержит много положительных сторон как для покупателей, так и для предпринимателей.
- B2G (Business-to-Government) – компания оказывает определенные услуги государству или его подразделениям. В такой ситуации к предприятию имеются особые требования. Зачастую присутствует большая конкуренция, так как уровень договора достаточно высок.
- C2C (Consumer-to-Consumer) – взаимосвязь между потребителями, которая происходит при помощи электронных рекламных объявлений.
- G2C (Government-to-Citizens) – отношения между государством и частным лицом: получение разных документов, оплата штрафов и налогов. Нередко несет информационный смысл, поэтому зачастую не является предпринимательством.
- G2G (Government-to-Government) – деловые связи правительственных органов.
- B2P (Business-to-Partners) – сотрудничество между отделениями или компаниями из одной сферы деятельности.
- B2E (Business-to-Employee) – автоматическое регулирование бизнес-процессов и обязанностей внутри организации.
- B2В2C (Business-to-Business-to-Customer) – объединение двух видов (как пример, дропшиппинг). Бизнесмен покупает товары в другой стране и согласовывает со складами процесс отправки заказов по необходимым адресам, обходя потребность хранить товар у себя.
- E2E (Exchange-to-Exchange) – деятельность между разными цифровыми биржами в службах обмена валюты.
Плюсы и минусы онлайн-коммерции
Еcommerce – это сфера, которая так же, как и любая другая область, обладает своими положительными и отрицательными сторонами.
К преимуществам интернет-торговли относят:
- Снижение объема финансовых трат. Эта сфера гораздо упрощает все процессы – для запуска торговой точки вам больше не понадобится арендовать площадь, подыскивать сотрудников и вести переговоры с доставкой. Все, указанное выше, можно установить на автоматический механизм, в результате чего, товар станет более привлекательным в цене, что не может не нравиться покупателям.
- Активный рост отрасли. Мировой рынок e-commerce расширяется ежегодно. Все большему количеству потребителей по душе осуществлять покупки онлайн. Появляется много сервисов, помогающих улучшить результативность работы онлайн-бизнесменов.
- Большой охват потенциальных покупателей. С помощью интернета без проблем можно отправиться заграницу покорять рынки. Только в случае, если вы предлагаете физическую продукцию, нужно хорошо продумать процесс транспортировки товара покупателю.
- Сокращение численности посредников. У вас есть возможность напрямую связываться с изготовителем товара, а также продавать товар, не открывая филиалы, что автоматически исключает присутствие третьих лиц и повышает качество обслуживания.
- Полный контроль бизнеса. Трекинг и аналитика полностью наглядны, продвижение предприятия находится всегда под вашим наблюдением.
- Увеличение количества потенциальных клиентов. Не требуется искать хорошее место для торговой точки, чтобы ваша целевая аудитория чаще вас видела. Потребитель легко найдет вас по поисковому запросу при переходе по ссылке из рекламы в интернете или обнаружит в маркетплейсе. В том случае, если он так и не совершит покупку, онлайн-реклама напомнит ему о вашем предприятии.
К недостаткам e-commerce относят:
- Техническая зависимость. Неисправность техники или отсутствие доступа к интернету (также слабое интернет-покрытие) негативно скажутся на конверсии.
- Нюансы операций с платежными системами. Для получения финансовых средств нужна регистрация ЧП. Необходимо предоставить высококачественный сервис для потребителей для того, чтобы прием и снятие денег было стабильным. Иначе клиенты будут начинать споры через банк, в результате чего платежная система может урезать онлайн-предпринимателю способность принимать оплату от покупателей.
- Увеличение конкуренции среди компаний.
- Частые изменения и поправки в законодательстве. Сфера активно расширяется, поэтому постоянно сталкивается с многими изменениями.
- Трудности в защите информации. В отрасли e-commerce не справиться без эксплуатации непростой сертификации.
- Соблюдение авторских прав. Несанкционированное повторение продуктов интеллектуальной собственности может создать достаточно проблем для бизнеса, потому что не приносит дохода своим собственникам.
Специфика маркетинга в e-commerce
- Индивидуальность. Предприятия пользуются информацией о клиентах – имя, место проживания, интересы и привычки. Так легче персонализировать предложение – обратиться по имени и порекомендовать товар, который может вызвать интерес.
- Мобильный маркетинг. В наше время люди все чаще покупают что-то с помощью мобильного телефона, а приложения магазинов используют в два раза чаще, чем их сайты.
- Электронные помощники. Около 40% потребителей обращаются к голосовым помощникам, чтобы сделать онлайн-покупку. Виртуальные помощники ответят на часто задаваемые вопросы и подберут необходимый продукт.
- Сэмплинг. Это бесплатные экземпляры – пробник губной помады, бутылка газировки от службы доставки, пробное занятие иностранного языка. Это помогает раскрутить товар или услугу как в онлайне, так и в офлайне.
- Интерактивный маркетинг. Это взаимодействие с информацией: пройти какой-нибудь тест, провести расчёты в калькуляторе, дать ответы на вопросы квиза. Подобные вещи забавляют и развлекают потребителя, а тем временем, маркетологи получают возможность поделиться сведениями о продукте.
Перспективы электронной коммерции
С каждым годом все большая часть предпринимателей перестают пользоваться классическими способами продаж, выбирая что-то интересное и новое, что позволит выделиться не только в глазах потребителей, но и среди конкурентов. Ведь, такой подход напрямую влияет на конверсию магазина.
К последним изменениям сферы e-commerce можно отнести: рост популяризации маркетплейсов, нацеленность на более молодое поколение, внедрение чат-ботов, эксплуатация голосовой коммерции, консультации по видео из офлайн магазинов, уменьшение сроков доставки, персонализация, разнообразие в возможностях оплаты, подписка на товар, увеличение трат на вовлечение клиентов.
Все перечисленные тенденции указывают на то, что эта сфера продолжает активно развиваться и на этом не остановится. Скорее всего, в будущие 20 лет все покупки поэтапно перейдут в интернет-режим. Авторитет онлайн-покупок растет, а миллионы потребителей получают удовольствие от того, как легко и просто теперь приобрести все необходимое в интернете. Поэтому вполне обоснованно, что электронная торговля испытывает такой бум.
Подведем итоги
Электронная коммерция – одна из самых амбициозных и активно развивающихся сфер. Значительное количество плюсов, в сравнение с офлайн-торговлей, и непрерывное усовершенствование обращают на себя внимание новых потребителей и изготовителей. При этом, нельзя думать, что заполучить успех в сфере e-commerce так легко. Для эффективного результата необходимо приложить достаточно усилий, но в итоге, ваш труд обязательно будет вознагражден.





