Содержание статьи

SEO пагинация – это нумерация страниц на веб-сайте. Обычно она представлена в виде перечня номеров или букв. Каждый номер – это ссылка, которая ведет на определенную страницу. Блок с пагинацией обычно размещают в нижней или верхней части сайта.
Для чего нужна пагинация:
- Для удобства пользователей. Просматривать каталоги, представленные в виде длинных страниц с неструктурированным контентом, неудобно. В таких списках трудно ориентироваться. Проще, когда показывается лишь часть ассортимента, а остальное можно подгрузить по необходимости. Кроме того, каталоги с пагинацией кажутся более привычными и удобными для пользователей.
- Для ускорения загрузки. Страница с большим количеством карточек или записей будет загружаться медленно. Пользователю придется ждать, что может его раздражать, и он покинет сайт, не совершив покупку или не найдя нужную информацию. Разделение содержимого каталога на страницы с пагинацией позволяет ускорить загрузку контента.
- Для улучшения доступности. На некоторых сайтах используется автоматическая загрузка контента по мере прокрутки страницы вниз или с помощью кнопки «Показать еще». Этот способ требует JavaScript, который может быть отключен пользователем или не сработать из-за проблем с интернетом. Чтобы обеспечить доступность контента для всех, автоматическую загрузку часто дублируют пагинацией, делая сайт удобным для всех пользователей.
Исходя из исследований Google, пользователям нравятся те интерфейсы, в которых контент размещен на одной странице. Такие страницы называются single-page content. Несмотря на логику, так и есть, даже страницы с 100+ товарами пользователям нравятся больше, чем 10 страниц по 10 товаров.
Но тут сразу напрашивается вопрос: «а как быть со скоростью загрузки?», ведь чем больше контента на странице, тем более долгая её загрузка, а это намного хуже других факторов. Что бы разобраться в этом вопросе нужно для начала сравнить все плюсы и минусы.
Преимущества и недостатки пагинации
Плюсы страниц пагинации:
- Быстрая загрузка контента. Результаты поисковой выдачи формируются с учетом скорости загрузки сайта.
- Улучшение поведенческих факторов. Поведенческие факторы зависят от скорости загрузки сайта.
- Удержание внимания пользователя. Конверсия сайта падает при низкой скорости загрузки сайта.
- Экономия батареи мобильного устройства пользователя.
- Экономия денег на расход трафика.
- Интуитивно понятный функционал.
- Это классика, все привыкли.
Минусы страниц пагинации:
- Размытие статического ссылочного веса.
- Размытие анкорного ссылочного веса.
- Размытие поведенческих факторов.
- При не совсем правильной оптимизации – размытие релевантности по запросам.
Итак, использование модели single-page content является оптимальным вариантом с точки зрения поисковой оптимизации, так как при условии правильной реализации сохраняются преимущества и устраняются недостатки классической пагинации. Но это так и не решает проблемы с загрузкой страниц, а значит нужно не просто делать вывод товаров на одной странице и убирать пагинацию, но и делать загрузку таких страниц не дольше других или использовать по-прежнему классический вариант пагинации, но с хорошей seo-оптимизацией. Для этого рассмотрим возможные варианты.
Использование классической пагинации, но с хорошей оптимизацией
Если использовать пагинацию в классическом виде, то следует на всех страницах пагинации, начиная с первой, разместить тег rel=canonical. В значении rel=canonical должен быть прописан адрес первой страницы пагинации.
Улучшить классическую пагинацию с точки зрения seo-оптимизации можно следующим способом: создать общую страницу пагинации, например, «Смотреть все». На страницах пагинации в значении rel=canonical следует прописать адрес страницы, на которой содержится весь контент со всех страниц пагинации. Страницы «Смотреть все» должны быстро загружаться поисковыми роботами. Загрузка должна происходить в пределах 3 секунд.
Загрузка товаров по кнопке «Показать еще»
Такой вариант довольно популярный и дальше продолжает набирать популярность. В этом случае можно оставлять классический принцип работы пагинации, но на всех страницах надо ставить тег rel=canonical на основную страницу.
Ленивая загрузка товаров
Этот метод основан на методе выше, но в нем не будет кнопки – загрузка товаров происходит автоматически при листании до конца страницы. Такой метод с точки зрения логики немного спорный. Например, есть страница «категории», где более 1000 товаров. При таком методе пользователь практически бесконечно будет листать и товары будут постоянно подгружаться, что может сильно раздражать. К примеру, нужно попасть в футер, но этого сделать не получается, в таком случае можно останавливать автоматическую загрузку товаров после 2-3 раза и продолжать далее по кнопке или всегда возле товаров выводить кнопку «Остановить прокрутку», тут вариантов можно много придумать.
Примеры такой прокрутки – https://www.nike.com/cz/w/bila-beh-obuv-37v7jz4g797zy7ok.
Важно! При последних 2-х методах поисковым роботам должен выдаваться весь контент, сделать это можно несколькими способами:
- При открытии страницы выдавать текстовое содержание элементов, которые могут быть загружены динамически и подгружать только графику.
- Выдавать поисковому роботу статическую страницу из кеша оперативной памяти сервера.
Наблюдение: вариант с ленивой загрузкой очень хорошо приветствуется на мобильных устройствах.
Проблемы с SEO при использовании пагинации
Для пользователей пагинация на сайте является удобным инструментом, обеспечивающим комфортную и быструю навигацию. Однако для поисковых роботов она может представлять определенные сложности, особенно если не настроена правильно. Это может привести к проблемам с индексированием страниц.
Основные трудности поисковой оптимизации сайтов с пагинацией:
- Индексирование занимает много времени, так как поисковые роботы могут обработать только ограниченное количество страниц за один сеанс.
- Некоторые страницы (например, карточки товаров, отличающиеся только названием модели) могут восприниматься как дубли, что может привести к санкциям со стороны поисковых систем и ухудшению позиций сайта в выдаче.
- Трудности с определением приоритета страниц: важные страницы могут оставаться не проиндексированными долгое время, в то время как менее значимые появляются в индексе раньше.
Для решения этих проблем рекомендуется закрывать страницы с пагинацией от индексации поисковыми роботами.
Подведем итоги
При использовании нумерации на каждой странице пагинации следует указать адрес канонической страницы с помощью тега rel=canonical. Канонической должна быть та страница, которая предпочтительна для индексации и появления в результатах поиска. В качестве канонической страницы следует указывать первую страницу пагинации. Если есть вариант доработать сайт, то лучше создать канонические страницы «Смотреть все».
У пагинации есть альтернативный вариант. Вместо пагинации можно использовать модель single-page content с динамической загрузкой контента. По данным Google, пользователи любят пролистывать сразу все содержимое на одной странице. Если есть ресурсы на доработку сайта, то вместо пагинации следует использовать формат single-page content с отдачей поисковому роботу статической страницы из кеша оперативной памяти сервера сразу со всеми товарами.




