Разработка структуры сайта

#SEO 30 апреля 2021 Оценить статью

Многие владельцы сайтов редко уделяют должное внимание вопросу создания правильной структуры своего ресурса на этапе разработки. Зачастую, всё внимание уделяется множеству функциональных проблем, предпочтениям в дизайне, добавлению товара или контента и прочим деталям. Да и не всегда в бюджет разработки закладываются услуги SEO-специалиста.

В итоге, получается так, что даже самый визуально красивый и технически совершенный сайт, полный товаров и контента, просто не приносит прибыли.

Почему так происходит и какую роль в этом играет структура подробно разберём в этой статье.

Что такое структура сайта?

Структура сайта – это навигационное и логическое соединение всех страниц интернет-ресурса. Если рассматривать структуру как схему, то можно добавить, что она также определяет принципы взаимодействия между различными элементами ресурса.

Также предлагаем подробно остановиться на том, какие бывают типы структуры.

Виды структуры сайта

Существует несколько типовых вариантов структуры для разных видов сайтов Далее подробно рассмотрим каждый из них.

Одноуровневая структура

Часто встречается в корпоративных сайтах. Подобные сайты отличаются равноудалённостью всех страниц от главной. Таким образом, максимальная вложенность на таких сайтах, не более 1.

Вот как выглядит она на схеме:

 

Линейная структура

Достаточно устаревший вариант структуры, который сейчас применяется достаточно редко. Используется в некоторых сайтах-визитках, презентациях или ресурсах, ориентированных на продажу 1 товара или услуги.

Выглядит такая структура как обычная цепочная последовательность элементов.

Можно встретить и несколько видоизмененный вариант линейной структуры, например с альтернативными вариантами или ответвлениями:

Линейная структура сайта

Иерархическая (древовидная) структура

Если речь идёт о крупных коммерческих сайтах, то в их основе всегда используется иерархическая модель архитектуры. Как следует из названия, все элементы этой структуры подчиняются строгой иерархии, во главе которой стоит главная страница.

Так выглядит базовая иерархическая структура:

Иерархическая структура сайта

Однако в 2022 году классическая древовидная структура используется только в малых интернет-магазинах. Более масштабные представители используют модифицированные варианты архитектуры этого типа.

Silo-структура – это наиболее употребляемая вариация. Подобная организация страниц помогает акцентироваться на тематических группах и страницах, что входят в эти группы.

Относительно новым векторов развития силосной архитектуры является концепция семантических коконов. Ее суть в построении страниц по смыслу, а не по тематической принадлежности.

Слева – обычный сайт, справа – сайт построенный по принципу семантических коконов

Автором идеи считается французский веб-исследователь Лаурент Боурелли (франц. Laurent Bourelly). Хотя на родине автора концепции она стала популярна еще в 2013, за пределами Франции она начала набирать популярность только к 2020-ому году.

Мы еще неоднократно вернемся к различным аспектам древовидной структуре на протяжении статьи, а пока что сформулируем какие требования и рекомендации озвучивают поисковые системы для создания структуры.

Требования к структуре сайта

Требования к структуре сайта

Мы постарались собрать все требования и рекомендации, которые можно найти на официальных информационных каналах поисковых систем:

Как составить структуру сайта

Теперь перейдем к практической части вопроса и разберемся как составить структуру.

Первый этап

На первом этапе необходимо провести сбор семантики по товарам и услугам, представленным на сайте, а также кластеризовать их.

Семантическое ядро – это перечень всех ключевых слов, по которым ваш сайт могут искать в поисковых системах. Как правило, оно также должно включать соответствующие частотности для определения пользовательского спроса на каждый отдельный ключ.

Чтобы более подробно изучить этот этап мы написали отдельную статью про сбор семантики

Второй этап

Вторым шагом мы рекомендуем провести анализ структуры конкурирующих сайтов из топа поисковой выдачи. Для этого будет достаточно выделить около 4-5 самых перспективных конкурентов и изучить следующие параметры:

1. Максимальную глубину сайта

Требуется оценить какой наиболее высокий уровень вложенности используется на аналогичных сайтах.

2. Количество и виды вложенных подкатегорий в самых приоритетных категориях

Этот шаг поможет вам перепроверить насколько грамотно было собрано и кластеризовано семантическое ядро. На этом этапе иногда получается расширить собственную семантику за счет дополнительных неочевидных вариантов ключей.

3. Наличие SEO-фильтров

Если большинство конкурентов использует подобные фильтры – это верный знак того, чтобы и самим задуматься об этом элементе. Очевидно преимущество таких фильтров – создание огромного количества страниц даже под самые низкочастотные ключи, значительно увеличивая охват показов, таким образом.

Третий этап

Когда сформированы более конкретные очертания структуры, можно создавать первые наброски.

Начинать визуализацию структуры можно и после сбора семантики. Тогда при анализе конкурентов правки в эскиз будут вноситься в реальном времени.

Для создания схематической структуры сайта можно использовать различные платные и бесплатные сервисы и программы. В нашем собственном арсенале находится порядка 2-3 постоянных инструментов, поэтому для более обширной информации мы обратились к ребятам из Habr:

Сервисы для создания структуры сайта

      • X-Mind
      • do
      • Gloomaps
      • Flowmapp
      • Draftium
      • Writemaps
      • Rarchy
      • Visual Sitemaps
      • Slickplan
      • Dynomapper
      • Visual Site Mapper
      • Creatly

У них есть детальный разбор каждого сервиса, рекомендуем к ознакомлению:

https://habr.com/ru/post/467625/

Ошибки при создании структуры сайта

Теперь, когда мы разобрались со всеми этапами создания структуры, предлагаю изучить самые распространенные ошибки.

Дубли страниц

Самая распространенная ошибка при разработке структуры для крупных сайтов. При планировании большого числа разветвлений элементов, возможны повторы одного и того же контента или групп товаров.

Еще одной характерной чертой дублей является добавление одних и тех же товаров в разные логические группы. Пример:

Дубли страниц при неправильной структуре

На деле, если товар имеет несколько характеристик, по которым вы хотите продвигать запросы, сами карточки продуктов следует добавлять только в родительскую категорию, а в самих подгруппах необходимо создать ссылки на него в виде превью товара:

Вот пример того, как это выглядит на сайте одного из лидеров рынка в данной тематике:

Хороший пример реализации структуры сайта

Как видно, при наведении на товар, — он имеет совсем другой путь (ссылка №2), чем адрес текущей страницы (ссылка №1).

По логике классической иерархической структуры, товар должен был бы размещаться по адресу:

https://*название магазина*/ua/catalog/muzhskaya_obuv/brand-adidas-good_type-krossovki-podvid-krossovki-dlya-trenirovok/*адрес товара*

а по факту имеет адрес:

https://*название магазина*/ua/product/sneakers-adidas-4874925

Таким образом можно избегать дублей товара и при этом демонстрировать его во всех подходящих группах при помощи ссылок, которые размещены в фото.

Мусорные страницы

Эта ошибка характерна при работе с SEO-фильтрами. Неправильная настройка последних приводит к тому, что помимо полезных страниц с низко- и ультранизкочастотными ключами, генерируются и абсолютно нецелевые страницы, которые только вредят сайту.

Пример:

Пример мусорной страницы

На пересечении этих параметров нет никаких товаров (начиная еще с первых 2 характеристик), но страницы генерируются и попадают в выдачу.

Важно также отметить, что к мусорным страницам относятся и отдельные категории продукции, в которые входит 1-2 единицы товара. Часто такие страницы создают для того, чтобы сайт охватывал больший объем ключей, но по факту просто не имеют соответствующего товара.

Такие страницы являются малополезными и вредят продвижению сайта. Это официальная информация от представителей Google и Яндекс.

Недостаточная сегментация товаров

Если вы наблюдаете, что в вашей структуре слишком много групп товаров содержат объединение разных подгрупп – это верный признак того, что структуру можно и нужно масштабировать:

Исключение составляют:

Если же товар недостаточно хорошо сегментирован по группам, это станет причиной низкой релевантности посадочных страниц.

Особенности создания структуры для маркетплейсов

Структура магазина на маркетплейсах имеет один существенный недостаток – владелец магазина может отображать товар только в 1 фактической группе, не имея возможности создавать дополнительные подгруппы, с ссылками на эти же товары (как на примере с магазином кроссовок выше)

Например, если будет в ассортименте все та же спортивная обувь, то показываться в выдаче она будет только по одной группе ключей (как правило – это высокочастотные запросы), упуская все низко- и среднечастотные варианты ключевиков.

Особенности создания структуры для маркетплейсов

Учитывая, что весь трафик молодые интернет-магазины получают по ключам низкой и средней частоты – владельцам магазинов на маркетплейсах не стоит рассчитывать на органический трафик и остается надеется только на рекламу.

Итог

Структура – это скелет вашего сайта. Не спешите с этим этапом, продумывайте каждый нюанс и изучайте опыт конкурентов. Ошибка на этом этапе чревата серьезными последствиями для дальнейшего развития сайта, поэтому будьте внимательны.

Если не уверены в собственных силах – обратитесь к специалистам. Мы всегда поможем с созданием продуманной структуры сайта, которая обязательно послужит отличным фундаментом для дальнейшего продвижения вашего ресурса.

Александр Шмидько SEO специалист
похожие статьи
подписаться:
Индексация сайта и методы влияния на неё
Индексация сайта и методы влияния на неё
# SEO
Советы по анализу ключевых фраз
Советы по анализу ключевых фраз
# SEO
Как оценить трафик конкурентов
Как оценить трафик конкурентов
# SEO
Комментарии